«Компания» или «кампания» как правильно писать?

Компания или кампания

Есть в нашем языке слова, которые звучат одинаково, и пишутся почти одинаково. Но имеют разное значение. Такие слова называются омофонами. Например, «спешите» и «спишите», «старожил» и «сторожил», «посветить» и «посвятить». Но если в большинстве омофонов мы можем определить их правописание с помощью проверочных слов («спешка» и «пишет», «старый» и «сторож», «свет» и «свят»), то некоторые из них относятся к категории непроверяемых, их правописание нужно заучить и запомнить. К таким омофонам относятся «компания» и «кампания». Оба варианта имеют место быть, но вот когда и как нужно писать эти слова, разберем на сегодняшнем уроке.

Содержание

Смотри в корень!

Не один раз мы говорили, что грамматика тесным образом связана с этимологией (историей происхождения) и семантикой (значением) того или иного слова. Лексемы «компания» и «кампания» обе иностранного происхождения. Как зависит их орфографическое оформление от значения? Попробуем разобраться в этом вопросе.

«Веселая компания за печкою сидит…»

Помните смешную песенку про четырех тараканов и сверчка: «Веселая компания за печкою сидит и, распевая песенку, усами шевелит…» Что это за компания? Какова история этого слова?

Пришло оно к нам из древности, корень состоит из двух элементов латинского языка: «ком» – что означает «вместе», и «па», что означает «давать пищу, кормить». То есть изначально компанией называли группу людей, совместно принимающих пищу. Теперь понятно, откуда у нас взялось выражение «поешь или выпей со мной за компанию».

С развитием общества слово «компания» стало обрастать новыми оттенками смысла, но всегда в основе имело значение «объединение, группа».

Например, «торговая компания», «транспортная компания» – эти слова обозначают группу предприятий, корпорацию. От слова компания происходит и «компаньон» – человек, являющийся соратником членов объединения.

Первоначально семантика лексемы «компания» связывалась с дружескими, теплыми отношениями. Сейчас же такой смысл вкладывается лишь в словосочетание «компания приятелей». В «Веселом концерте» в кукольном театре, помнится, пели иностранную песню: «Ай-ай-ай, компа-а-нья…», что в переводе на русский звучало как «Ой-ой-ой, коллектив…» В этом переводе вполне есть доля истины.

«Предвыборная кампания вступила в завершающую стадию…»

Первоначально слово «кампания» связывалось только с военными действиями. Дело в том, что оно пришло к нам из итальянского языка, где существует слово «кампус», которым обозначают место военной операции. Таким образом, и появилось словосочетание «военная кампания».

Однако несколько позже и это слово начало приобретать дополнительные оттенки смыслов. Теперь уже под «кампанией» понимаются не только военные действия, но и вполне мирные. Мы бы сказали, что «кампания» – это система мероприятий в какой-либо области: «предвыборная кампания», «посевная кампания».

Делаем выводы

Правописание слов «компания» и «кампания» необходимо запомнить, так как они содержат в корне безударную гласную, не проверяемую ударением, и относятся к категории словарных слов.

Чтобы знать, кукую букву написать в корне – «О» или «А», следует ориентироваться на значение слова и ближайший контекст (окружение).

Подбирайте синонимы. Лексема «компания» идентична существительным «объединение», «группа единомышленников». Например: «Многие хотят устроиться на работу в престижную IT-компанию», «Наша школьная компания сохранила приятельские отношения на долгие годы».

Лексеме «кампания» синонимичны «система действий», «акция», «период деятельности». Например: «Военной кампанией руководил талантливый полководец», «Началась кампания по сбору подписей в поддержку депутата», «Во время уборочной кампании погода нам благоприятствовала».

Закрепим наши знания

Обратимся к примерам, чтобы окончательно усвоить правописание омофонов «компания» и «кампания». Ваша задача – вставить пропущенную букву в выделенное слово.

  1. В Европе большинство своих доходов от продаж к.мпания получает в Великобритании (60%), на втором месте стоит Франция, а далее следуют Россия и Германия.
  2. Для органов правопорядка избирательная к.мпания – еще один экзамен на сохранение правопорядка в стране.
  3. Если эта пиар- к.мпания удастся, то, возможно, оппозиция добьется продвижения во властные структуры.
  4. К Новому году подготовились основательно: определили к.мпания приглашенных, закупили продукту и вино, придумали смешные конкурсы и поздравления.
  5. Во время Крымской к.мпания в 1855 году проявилась слабость военного руководства.
  6. Моя целевая аудитория – город, где работает к.мпания, там, где мы добываем нефть.
  7. Чтобы приобрести пакет акций, к.мпания потратила 40 миллионов долларов.
  8. По стране в те годы прошла к.мпания: выявляли и клеймили всех сторонников абстрактного искусства.
  9. Подписная к.мпания должна наращивать темпы к концу полугодия.
  10. Тут такая к.мпания, весь театр БДТ на гастролях.

Проверьте себя

Надеемся, вы вставили буквы правильно. Сверьтесь с ответами.

Ответы:

  • «КОМПАНИЯ» –1, 4, 6, 7, 10;
  • «КАМПАНИЯ» – 2, 3, 5, 8, 9.

Сегодня выв познакомились со словами-омофонами «компания» и «кампания», теперь вы знаете, что они означают и как пишутся.

Рекомендуем прочитать: «Далина» или «долина» как правильно?

Горяинова Елена Эрнстовна
Кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: