На наших уроках русского языка мы рассматриваем сложные случаи орфографии, лексических и орфоэпических норм. Но орфограмма «безударные гласные в корне слова» не относится к особо трудным. Еще в первом классе нас учили подбирать проверочные слова, чтобы не ошибиться в правописании слов «вода», «земля», «окно» и других. Несмотря на это, многие испытывают значительные затруднения, не зная, как писать то или иное слово с проверяемой безударной гласной в корне слова. Это связано с тем, что скуден словарный запас, а потому либо вообще не могут подобрать однокоренное слово, либо называют сходно звучащие слова, не являющиеся однокоренными. Одним из таких примеров стало слово «ДОЛИНА». Постараемся выяснить, как его правильно писать и какое проверочное слово ему соответствует.
Содержание
Безударные гласные в корне слова
Весьма распространенной в русской орфографии является тема: «Правописание безударных гласных в корне слова». Безударные гласные в корне могут быть трех типов:
- проверяемые ударением (можно подобрать проверочное слово);
- не проверяемые ударением (словарные слова, которые нужно запомнить);
- чередующиеся (подчиняются особому правилу).
Если у нас в корне слова гласная, которую можно проверить, то проверочное слово подбирается двумя путями:
- приводится однокоренное слово, где гласный звук стоит под ударением (столовая – стОл);
- изменяется форма слова с тем, чтобы безударный гласный стал ударным (земля – зЕмли).
Но правило это не такое уж простое, как кажется.
«Коварство» орфограммы
Казалось бы, ничего проще нет, как подобрать проверочное слово. Но вся беда в том, что многие неправильно находят якобы однокоренные слова, подбирают их к словам с непроверяемой гласной в корне слова, соответственно и пишут с ошибкой. Например: слово «утрамбовать» проверяют словом «тромб», «кафтан» – «кофта», «экстремальный» – «экстрим».
Ошибаются и те, кто проверяет глаголы совершенного вида (что сделать?) глаголами несовершенного вида (что делать?). Например: «опоздать – опаздывать, разговорить – разговаривать». Такой способ проверки не подходит, так как в корне происходит чередование гласных.
Почему «долина», а не «далина»
Что такое «долина»? Многие точно не знают значения этого слова, связывая его с чем-то ровным и далеким. А отсюда и ошибка: проверяют безударную гласную словом «даль». Это вовсе не так. «Долина» имеет два основных значения:
- удлиненная впадина между двумя холмами;
- ровный речной берег.
Помните, как у М.Ю. Лермонтова: «Горные вершины спят во тьме ночной, Тихие дОлины полны свежей мглой…» Попробуйте представить эту картину. Или как поется в знакомой песне: «По долинам и по взгорьям шла дивизия домой…». А вот и загадка: «По горам, по долам ходит шуба да кафтан». Что это? Ясно – баран. То есть долины встречаются там, где есть горы, холмы, всхолмия, взгорья.
Однокоренным к слову «долина» является слово с пометой в словаре как устаревшее «дол». В древнерусском языке им обозначали яму, низ. Вспомните фразеологизм: «опустить очи долу». Долом называют заросшую травой низменную равнину.
Итак, слово «долина» не имеет ничего общего со словом «даль», проверочным к нему является «дол», а потому это существительное пишется с буквой «О» в корне слова: «ДОЛИНА».
Закрепим изученное на примерах
Слово «долина» довольно редкое в нашем языке, оно часто используется в поэзии, поэтому приведем несколько примеров из стихотворений. Чтобы хорошо запомнить, как пишется слово «долина», прочитайте следующие примеры и зафиксируйте в памяти правописание этой лексемы.
- Послушай, долина в огнях,/Там наши полки на привале…
- По долине пролегает/ Путь извилистый земной, /А долина зарастает/Лебедой и беленой.
- Есть еще долина у реки,/ Луг удобный, длинный и зеленый.
- Со мною рядом синяя долина,/ Как будто чаша, полная питья!
- Дышит мать в ладошки сына,/ Наклоняясь над постелью,/ А полночная долина/ За окном кипит метелью.
Контроль
Насколько хорошо вы усвоили сегодняшний урок, покажет контрольный тест. Ваша задача – вставить в слова пропущенные буквы, подобрав проверочное слово:
- Ст.рожил нашего города ст.рожил склад.
- Соблюдать ч.стоту – ч.стота радиоволн.
- Нав.вать скуку – нав.вать проволоку.
- Ув.дала друга – ув.дала от жары.
- Зеленая д.лина – д.лекий лес.
- Скр.пит подписью – скр.пит на морозе.
- Св.ла гнездо – св.ла по лестнице.
- Сп.шите к поезду – сп.шите задание.
- Нак.лите дров –нак.лите железо.
- Посв.тил фонарем – посв.тил стихотворение.
- Отв.рить окно – отв.рить рыбу.
Проверьте себя
Посмотрите, какие проверочные слова можно подобрать к данным в тесте заданиям:
- старый, сторож;
- чистый, частый;
- веять, вить;
- видеть, вянуть,
- дол, даль;
- скрепка, скрип;
- вил, вёл;
- спешка, пишет;
- колет, накал;
- свет, святость;
- затвор, варит.
На этом наш урок окончен, но не окончено путешествие в тайны русской орфографии.
Рекомендуем прочитать: «Чересчур», как пишется правильно и почему?