Как пишется слово «девчонки» или «девченки»?

Девчонки или девченки

Откройте любую социальную сеть, например, «Вконтакте» или «Инстаграм», и вы наверняка встретите бросающееся в глаза обращение «девчёнки» вместо верного «девчонки». Как неприятно видеть это милое слово с орфографической ошибкой. На нашем уроке разберем, как следует употреблять буквы «О» и «Ё» после шипящих в разных частях слова. Для начала запомните, что слово «ДЕВЧОНКА» пишется только с буквой «о» и никак иначе.

Одна из ключевых орфографических тем

С орфограммой «О» и «Ё» после шипящих школьники знакомятся еще в младших классах. Затем их знания углубляются, закрепляются и контролируются во время диктантов, ОГЭ и ЕГЭ. И все равно некоторые умудряются делать досадные ошибки, как в случае с «девчонкой».

Все дело в том, что примеры очень похожи, но в одних случаях следует употребить букву «О», а в других – «Ё». Чем, к примеру, с точки зрения грамматики различаются «душонка и тушенка», «собачонка и сгущенка», «ручонка и печенка», «грошовый и дешевый»? На первый взгляд, ничем. Однако правописание этих слов строго подчиняются правилам, в которых мы предлагаем разобраться.

Состав слова, словообразование, морфологическая характеристика

Три основных момента необходимо учитывать для правильного оформления слова с буквой «Ё» или «О» после шипящего: в какой морфеме находится орфограмма, какова морфологическая характеристика слов (часть речи), от какого слова оно образовалось (отыменное или отглагольное).

Орфограмма в корне слова

Употребление «О» или «Ё» после шипящих зависит от морфемы (части слова, в которой находится эта орфограмма).

Если орфограмма стоит в корне слова под ударением, то нужно попытаться подобрать проверочное слово, чтобы на месте «Ё» звучало «Е»: печёнка – печень, бечёвка – бечева, чёрствый – черстветь, шёлк – шелковистый и т.д. Если мы не можем подобрать проверочного слова, тогда в корне пишем «О»: «шов», «шорох», «шок». В некоторых иноязычных словах после шипящих в корне слова пишется «О» и в безударном положении: жокей, шоколад, боржоми.

Орфограмма в суффиксах

Если орфограмма находится в суффиксе, то у существительных, прилагательных, наречий под ударением пишем букву «О»: речонка, моржовый, горячо, без ударения – «Е»: реченька, грушевый, певуче. К исключениям относятся имена существительные с иноязычным суффиксом «ёр»: дирижёр, коммивояжёр.

В суффиксах глаголов и во всех словах образованных от этой части речи, в суффиксах ставится буква Ё: тушёный, корчёванный, ночёвка, сгущёнка и пр.

Орфограмма в окончании

В окончаниях имен существительных под ударением после шипящих следует писать букву «О»: ножом, карандашом. В окончаниях глаголов следует под ударением после шипящих писать букву «Ё»: печёт, сечём.

Алгоритм выбора правильной буквы

Чтобы не ошибиться в выборе «О» или «Ё» после шипящих, нужно придерживаться следующего порядка действий.

  1. Определяем часть речи.
  2. Находим, в какой морфеме находится орфограмма.
  3. Смотрим место ударения.
  4. Отсекаем исключения.
  5. Ставим нужную букву в соответствии с правилом.

«Девчонки стоят в сторонке»

Дошла очередь разобраться с «девчонками», а то они у нас стоят в сторонке. Пойдем по указанному алгоритму.

  1. Девчонки – имя существительное, не отглагольное
  2. Орфограмма находится в суффиксе.
  3. На него падает ударение.
  4. Пишем букву «О».

Но если вам такой ход рассуждений представляется слишком сложным, то просто запомните, как выглядит это слово, а в букву «О» вставьте симпатичную мордашку «девчонки».

Закрепим наши знания на примерах 

Перечитайте еще раз правила и алгоритм и вставьте пропущенные буквы в выделенные курсивом слова.

  1. Объектом рассуждений тогда была выбрана худющая и писклявая девч.нка-шестиклассница.
  2. Чай с сушками, иногда ноч.вка с субботы на воскресенье и добрый разговор.
  3. Этот тренаж.р с полным основанием можно считать первым в нашей стране пилотажным стендом.
  4. Девятилетний мальч.нка Яков, с серьезным прозвищем Фетисыч, обычно уроки делал в дальней комнате, где и спал.
  5. Вечером мама устроила пир: туш.нка, яичница, сало.
  6. Ее гладкая прич.ска напоминала бутон.
  7. Своим внешним видом он ш.кировал всех учителей.
  8. Ну отчего бы и нет, когда их «ноженькой коснутся, одетой в польский сапож.к».
  9. Фома медленно, как будто у него на шее ж.рнов, поднимает на меня взгляд.
  10. Мальчишки и девч.нки, а также их родители, веселые истории услышать не хотите ли?

Ответы

Проверьте себя:

  • «Ё» – 2, 3, 5, 6, 9.
  • «О» – 1, 4, 7, 8. 10.

Наш урок окончен. Надеемся, вы теперь всегда правильно будете писать в своих соцсетях «девчонки» и не будете шокировать публику.

Горяинова Елена Эрнстовна
Кандидат филологических наук, преподаватель русского языка и литературы
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: